Малыш ползает

zachem-renku-polzatМамы и папы с нетерпением ждут, когда их любимый малыш сделает свой первый самостоятельный шаг. Некоторые родители всеми силами стараются научить ребенка ходить как можно раньше. Однако часто они забывают, что есть предусмотренное природой и очень развивающее занятие под названием ползание.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ?

Ползание — один из самых важных этапов развития малыша на первом году жизни. Он последовательно изучает 3 простран­ственных измерения: сначала малыш лежит на плоскости, никуда не двигаясь, потом учится перемещаться в горизонтальной плоскости (ползает, переворачивается), и лишь затем он осваивает третье измерение — вер­тикаль. Благодаря всему вышеперечисленному у ребенка формируется пространственное мышление и чувство собственного тела. Если малыш из-за чего-то пропускает период ползания, у не­го не возникнут трудности с речевым и интеллектуальным развитием, но могут быть сложности с простран­ственным мышлением. Дети, пропустив­шие фазу ползания, довольно часто становятся неловкими: они чаще своих сверстников падают, не могут как следует сгруппироваться при падении. Часто у них возникают трудно­сти с решением задач по геометрии.

ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

В головном мозге крохи заложе­на программа его двигатель­ного и психического развития. Ползание — естественная фаза, которую всегда проходит правильно развивающийся ребенок. Малыш обязательно будет ползать, если любящие родите­ли не станут ему мешать. Обычно крохи начи­нают ползать в возрасте от 6 с половиной до 8 месяцев. Ползанию предшествуют этапы стояния, раска­чивания на четвереньках. Постепенно малыш обязательно попробует достичь предметов, которые его интересуют: сначала он станет ползать по-пластунски, потом будет перекрестное движение (левая рука — правая нога и наоборот).

Ползание не возникло в нужные сроки? Скорее всего, в этот важный процесс вмешиваются взрослые (родители, родственники). Имейте в виду, что между 3 и 8 месяцем жизни малыш на ноги не опирается, так что делать какие-либо упражнения с опорой на ноги либо провоцировать шаговые движения (а тем более прыж­ки) нельзя. Меры, которые направлены на раннюю вертикализацию, могут привести к тому, что ребенок пропустит фазу полза­ния. Также не рекомендуем ставить ребенка в хо­дунки либо прыгунки. Ранняя стимуляция ходьбы и опоры приводит к нарушению осанки, деформации обеих ног, развитию «ходунковой» походки (ребенок ходит на переднем отделе стопы).

А МЫ УЧИМСЯ ПОЛЗАТЬ!

Главным для малыша, начиная с 4 месяцев жиз­ни (то есть с того времени, когда он начинает двигаться по плоскости, научившись переворачиваться), становится жизнь не в манеже, а на полу. Дайте малышу возможность ползать, исследовать всю квартиру, создайте необходимые условия для возникновения у ребенка познавательного интереса. К тому же пол является безопасной поверхностью (в отличие от кровати родителей или дивана). Нахождение малыша в кроватке либо манеже провоцирует раннюю вертика­лизацию, оно довольно быстро становится для него скучным. Перед "переселением" ребенка на пол уберите опасные для малыша вещи: бытовую химию, лекарственные препараты, сигареты, колющие и режущие предметы, пакеты, провода, всякую мелочь. На розетки необходимо поставить специальные заглушки.

ЭТО ВАЖНО! В ползании задействованы те же самые мышцы, которые впоследствии будут принимать участие в ходьбе. Стереотипы ходьбы и ползания одинако­вы. Не мешая малышу ползать, вы тем самым создаете пра­вильную основу будущей ходьбы. А пойдет кроха в возрасте до 16 месяцев - причем сделает это самостоятельно. Вам останется лишь создать для него безопасную среду. И не нужно его подгонять.

УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ СТИМУЛИРУЮТ ПОЛЗАНИЕ

  1. Возьмите ребенка под мышки, по­ставьте на пол, осторож­но наклоните, побуждая опе­реться о пол руками. Когда кроха встанет на четвереньки, поддерживайте его под животик. Немного покачайте ребенка в таком положении.

  2. Можете покачать малыша на большом мяче, валике либо же на собственной ноге. Валик сделайте сами. Для это­го сверните подушку "рулетом", а затем туго перевяжите ее веревкой. Нужно дать ребенку почувствовать положение «на четвереньках».

А ТЕПЕРЬ СОВЕТ! Почти всегда сра­батывает нагляд­ный пример. Если у ваших знакомых есть «ползаю­щие» дети, сходи­те к ним вместе с малышом. Или же используйте личный пример: ползайте вместе с ребенком по полу.

Карапузик