Дошкольный этикет

Дошкольный этикетПримерно к двум годам малыш должен владеть "джентльменским минимумом" из четырех слов: "привет", "пока", "спасибо" "извини". Именно "пока" — со сложным "до свидания" лучше подождать до трех лет. А к пяти годам дошкольнику хорошо бы знать не меньше десятка вежливых выражений». Начинать прививать умение пользоваться «волшебны ми словами» лучше всего с помощью игр.

«Скажи дяде спасибо!», «А ты поздоровался?», «В гостях веди себя как следует!» — указания сыплются на маленького как из рога изобилия. Слышит ли он их? И вообще — зачем крошке хорошие манеры?

Хорошие манеры — это, по сути, аккумулированный здравый смысл. Вежливый ребенок с легкостью заведет друзей, получит приглашение на праздник, расположит к себе воспитателей в садике. Умение вести себя за столом — это подстраховка: так малыш с меньшей вероятностью подавится или уколется вилкой И наконец, ребенок, которого научили закрывать рот во время кашля и сморкаться в платок, не заразит других.... К основам этикета можно приобшать уже с первых лет жизни.

ЧЕТЫРЕ ВОЛШЕБНЫХ СЛОВА

С ними малютку можно начать знакомить уже в 6—7 месяцев: машите маленькой ручкой при каждом «пока» и «привет», научите благодарить кивком головы... Крошке будет приятно, что его действия радуют окружающих, и ему захочется повторять эти слова снова и снова.

«ПРИВЕТ, МИШКА!»

Утром рассадите любимых кукол, мишек, зайцев по всей квартире. Когда чадо проснется, пройдитесь с ним по дому. Увидев игрушки в непривычных местах, он будет удивлен Поддержите эту эмоцию: «О! Привет, мишка! «Вот это да! Привет, зайка!». В ответ поздоровайтесь с малышом от имени игрушек «баском» медведя, заячьим «тенором» и т п.

«ВСЕМ СПАСИБО!»

Во время этой игры ваша задача - благодарить буквально всех и все вокруг. Комментируйте «Ммм, какая вкусная кашка... Спасибо тебе, кашка, накорми ла Темочку!», «И тебе, водичка, спасибо, умыла!»; «Тетя подержала для нас дверь. Спасибо!».

ИДУ НА ВЫ

Стоит помнить, что мы прививаем ребенку хорошие манеры не для того, чтобы «блеснуть» перед окружающими. Психологическое состояние ребенка должно быть для вас важнее, чем мнение о нем соседей. «Одна из самых больших ошибок взрослых — невежливо требовать от ребенка вежливости: "Быстро поздоровайся!" или "Что надо сказать?!"». Ребенок — ваше зеркальное отражение. Если вы хотите, чтобы он был воспитанным, подсказки должны звучать так: «Солнышко, давай поздороваемся» и «Пожалуйста, скажи "спасибо"». Особенно терпеливо надо относиться к малышам, из которых в адрес малознакомых людей приветствия клещами не вытянешь. «Это не демонстрация упрямства — скорее, проявление сильной застенчивости». Малышу сейчас нелегко, поэтому не стоит усиливать дискомфорт, привлекая к ребенку внимание: «Разве ты не узнал тетю Олю? Он у нас такой скромный...» Лучше помогите крохе: здоровайтесь с соседкой за него, пока он не освоится. Если ситуация не налаживается, посоветуйтесь с психологом.

Кроме того, не стоит требовать от ребенка, чтобы он обращался к взрослым на "вы" и был с ними более галантен, чем со сверстниками. Осознанно различать, где уместно обращение «ты», а где «вы», он сможет лишь к четырем, в лучшем случае к 3,5 годам. А формировать две модели поведения — одну для сверстников, другую для взрослых — и того позже.

Научитесь заплетать косички, ведь в гостях ваша маленькая королева, кроме того что  должна быть вежливой, она должна быть неотразимой. Проще всего научиться это делать посмотрев фото плетения косичек. Наглядный пример даст вам возможность стать мастером в этом деле.

ВОТ ЭТО СТОЛ ЗА НИМ ЕДЯТ...

Пожалуй, самый зффективный способ обучить ребенка столовому этикету - часто есть вместе. Даже только что начавшего пользоваться детским стульчиком крошку стоит придвигать к общему столу. Не делите застольное поведение на "домашнее" и "для гостей". Малыш везде ведет себя одинаково. И если, обедая дома,вы жуете на ходу, одновременно листая журнал, не удивляйтесь, что чадо будет вести себя точно так же.

К полутора-двум годам малыш должен уметь самостоятельно есть ложкой и пользоваться салфеткой, к двум с половиной — трем — освоить науку жевания с закрытым ртом, к четырем - научиться пользоваться вилкой и, желательно, неострым ножом. Небьющаяся посуда на присоске хороша для крошек до года-полутора. Позже стоит перейти на обычные тарелки. Ведь если маленький ни разу не увидит, как из-за плохого поведения вкусные блинчики вперемешку с осколками тарелки отправляются в мусорное ведро, — как он поймет, в чем ценность хороших манер?

А ЧТО ТАМ В СКАЗКАХ?

Находим в сказках моменты, где герои нарушают столовый этикет. И обсуждаем их с малышом «Машенька зашла в дом к медведям и поела из их тарелок, как ты думаешь, можно ли есть из чужих тарелок?»; «Баба-яга вытерла рот рукавом и крякнула Это красиво?» и т. п. Представьте вместе, как нелепо выглядела бы Баба-Яга на утреннике или в гостях.

БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ

Обидно, когда ошибки делаешь ты. Гораздо лучше, когда их делает кто-то другой, а ты подсказываешь, как надо. Первый этап обучения какому-то навыку, например умению красиво пользоваться вилкой, должны пройти «дублеры» малыша - куклы. Усаживаем красавиц за стол. Приборы - игрушечные, а вот еду хорошо бы положить настоящую Ваша задача (при помощи малыша) подробно объяснить куклам, как орудовать вилкой. «Накалываешь твердые кусочки? Опусти вилочку зубцами вниз. А вот чтобы красиво набрать картофельное пюре, поверни вилку изгибом вниз...»

Самое главное — не пытайтесь овладеть всем сразу за короткое время (например, за пару недель до бабушкиного юбилея). Малыш мало что запомнит, а вот нервов и он и вы потеряете много. Выбирайте одну задачу (например, научиться жевать с закрытым ртом) и не беритесь за следующую, пока не достигнете мастерства.

КУДА ДЕВАТЬ РУКИ?

Еще одна разновидность малышового этикета — основы контроля над своим телом. Не сосать пальцы, не ковырять в носу, не чесаться на людях; зевая, прикрывать рот; не высовывать от усердия язык... Эти на первый взгляд бессмысленные действия помогают избавиться от внутреннего напряжения и тревоги. Именно поэтому дети, «как назло», начинают демонстрировать «плохие манеры» в гостях и в новом садике - то есть там, где им пока некомфортно. У ребенка должно быть как можно меньше поводов поддерживать вредные привычки. Например, если вы будете увлажнять воздух и своевременно прочищать носик, малышу просто нечего будет ковырять. Увлажняющие кремы помогут избавиться от почесываний. Режим дня спасает от позевываний, короткая прическа — от накручивания волос на пальцы.

«ИМЕЙ ДЕСЯТЬ ДРУЗЕЙ»

Сочините или найдите в любом пособии по пальчиковым играм сказку про пальчики. Придумайте каждому имя, характер, сшейте для парочки самых «отчаянных» одежду (юбочку, шляпку) Ведь друзей не грызут!

«МУХА ЗАЛЕТЕЛА!»

Каждый раз, когда малыш зевнет во весь рот, говорите. «Муха залетела» Пусть он поймает» пару мух у вас во рту (понятно, что вы для этого зевнете пару раз нарочно). Кто заметил больше «мух» - выиграл. Вариант для любителей сутулиться: «Деревце, распрямись!»

{social}

Карапузик