Когда приучать детей пользоваться столовыми приборами

stolovie-priboriКогда приучать детей пользоваться столовыми приборами и какие ложки-вилки лучше использовать?

«За маму», «за папу», «за бабушку», — приговариваем мы, ложка за ложкой отправляем в рот крохе яблочное пю­ре и мечтая о том, чтобы малыш скорее начал есть самостоятельно. Казалось бы, чего проще — взять в ру­ку вилку или ложку?

Для взрослого человека это нечто само собой разуме­ющееся: не просто схватить их в кулак, а правильно сложить пальцы, изобра­зив мудреную комбинацию. Мы выпол­няем данное действие автоматически, не сознавая, насколько это на самом де­ле сложный процесс. Для малыша, ко­торый еще и говорить толком не умеет, зафиксировать между двумя пальца­ми руки ту же ложку, да еще придержи­вать ее большим пальцем, может быть просто не под силу. Педиатры наста­ивают: не торопитесь обучать ребен­ка пользоваться посудой и столовыми приборами.

5-6 месяцев

КРУЖКА. Педиатры реко­мендуют знакомить с ней малыша во время введения прикорма. Обычно ре­бенок с удовольствием пользуется ею, держа обеими руками.

6 месяцев

ЛОЖКА. Полгода — тот воз­раст, когда кроху можно постепен­но приучать самостоятельно держать ложку. Пока его почти всегда кормит мама, но как раз сейчас у него форми­руются стереотипы поведения.

1 год

ВИЛКА. Вилку ребенку рекомен­дуют давать не раньше 1 года. Счита­ется, что этот предмет более сложен в использовании (и не вполне безопа­сен). Да к тому же, до этого момента малыш просто не ест пищу, которую необходимо «поддевать» вилкой.

2,5-3 года

НОЖ. Первое время не стоит отлучаться от ребенка, когда он будет учиться разрезать ножом сосиски или кусочек курицы.

СОВЕТ! Сначала ваш ребенок будет просто играть с лож­кой. Не пере­живайте! Это своеобразный способ знаком­ства с предме­том, и родители не должны ему препятствовать.

СОВСЕМ КАК ВЗРОСЛЫЙ!

tarelka1Сначала все дети держат столовые предметы в кулачке (а кружку — двумя руками). Учить ребенка брать приборы правильно можно начинать, когда ему исполнится год. Но помните: не факт, что ваш ребенок справится с этой задачей со второй и даже пятой попытки. Развитие каждого малыша протекает индивидуально, в формировании навы­ков большую роль играют особенности работы центральной нервной систе­мы и черты характера. Медлительные малыши освоят эту науку не сразу, но, сосредоточенно оттачивая свое мастерство, прочно зафиксируют уме­ние. Непоседы иногда вообще не хотят брать в руки вилки-ложки. А взяв — тут же начинают использовать не по назначению. У гиперактивных детей навыки пользования приборами формируются немного сложнее и дольше. В среднем держать предметы уверен­но, «по-взрослому», дети начинают при­близительно с 3-х лет. Если ребенок отправляется в детский сад, еще не научившись держать вилку и ложку правильно, особенно по этому поводу родителям переживать не сто­ит, воспитатели обязательно помогут малышу овладеть этой наукой.

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  1. Не торопитесь научить малыша пользоваться столо­выми приборами. Если слишком уско­рить процесс обуче­ния, данный стерео­тип поведения просто не сформиру­ется. У ребенка не до конца зафиксируется знание, в какой руке и как правильно держать вилку, нож.

  2. Тем более не надо торопить его начать есть само­стоятельно и правиль­но. Помните из урока по физике? Сила действия равна силе противодействия. Принуждая малыша учиться чему-либо, мы скорее отобьем у него охоту к этому навыку, нежели обучим его.

  3. Не манипулируй­те детьми. Часто родители придумыва­ют истории, заставля­ющие детей во что бы то ни стало съедать содержимое тарелки. Таким образом, у них, якобы, быстрее фор­мируется навык поль­зования приборами. На самом деле исто­рии про «русалочек на дне тарелки, которых надо скорее спасти» лишь развивают в ребенке привычку «есть на бегу».

  4. Будьте для ребен­ка примером. Малыш как губка впитывает увиденное и копирует поведение родителей, подражая им. Так что помните: соблюдая культуру пользования столовы­ми приборами, мы тем самым обучаем этому и детей.

  5. Не забывайте, что ребенок по­знает мир через игру. Поэтому возьмите на вооружение пару-тройку детских считалочек или игр, благодаря которым знакомство с прибо­рами превратится в забавное приключе­ние. «Вот едет подъ­емный краник (ложка), вот он чер­пает нашу кашу, и направляется Ваню­ше прямо в рот». Бывает, ребенок наот­рез отказывается кушать большой ложкой, отдавая предпочтение чай­ной, или не хочет начать пользоваться вилкой и ножом. И тут не обойтись без игровых методов!

  • Кладите ребенку в тарелку порцию, размер которой он мо­жет съесть без остатка.

  • После того, как малыш научится держать столовый прибор в кулаке, вставьте конец ложки/вилки между его средним и указательным пальцами, а большим — зафиксируйте та­кое положение. Руководите рукой крохи — «покормите» его.

  • Расскажите, когда зубья вилочки должны смотреть вниз, а когда ими правильнее поддевать пищу.

  • Объясните, что не надо шумно пережевывать пищу, пле­ваться. Рот нужно вытирать салфеткой (покажите на своем примере), вилку класть слева от тарелки, а ложку — справа.

ПОСУДА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Сегодня существует специальная посуда для детей, которая учитывает особенности детских ручек. Она легкая и в тоже время прочная, очень удобная в обращении, с героями ска­зок и мультфильмов. Использование такой посуды способно поднять малышу настроение, улучшить аппетит. Так что по­дойдем со всей ответственностью к ее выбору.

Ложки

lozkiПервая ложка малыша должна иметь мягкие края, удлиненную ручку, неглубокий передний участок. Такая форма соответствует анатомическим особенностям ротовой полости ребенка, она не будет травмировать его десны. Можно найти также специальные лож­ки с суженой передней частью. Пища из нее, как из воронки, без лишних потерь попадает в рот малыша. Силиконовые, пластиковые, из нержавеющей стали — все эти детские ложки практичны в использовании. Ручка у этого детского может быть покрыта тонким слоем ре­зины, чтобы она не выскальзывала из неловких пальцев крохи.

Вилки, ножи

lozka-i-vilkaДетские вилки — маленькие, без острых краев. Иногда их вы­пускают с 3-мя, а не с 4-мя зубцами. Предполагается, что ма­лыш пользуется этим прибором, будучи уже подготовленным (освоившим ложку). Чаще всего их производят из стали. Но­жики для малышей тоже делают маленькими и ни в коем слу­чае не острыми. Важно, чтобы ручка у прибора была прочная и не скользкая, а конец — закругленный.

Кружки

kruzkaПравильный переход от бутылочки к кружке помогут обеспечить поиль­ники. Внешне они напоминают ма­ленький термос, а пользоваться ими можно уже с 3-х месяцев. У них есть насадка-носик из силикона или пла­стика, одна-две ручки, прикручива­ющаяся крышка. Если вы снимите ее, поильник превратится в чашку. Кружка у малыша должна быть ма­ленькая, аккуратная — так, чтобы ее удобно было держать в ручках. Желательно выбрать кружку с тол­стыми краями, небольшим диа­метром (ребенку сложнее будет пролить на себя содержимое) и дву­мя удобными ручками. Если у ручек резиновое покрытие, крохе наверня­ка будет проще ее удерживать.

Тарелки

Для тех, кто только учится кушать са­мостоятельно, существуют резиновые фиксаторы или тарелки с присосками на дне. За счет них посуда не скользит по столу. А если у нее есть еще и ручка сбоку, мама может ее придерживать. Оптимальная форма первой тарелки ребенка — достаточно широкое дно и еще более широкий край — крохе будет значительно сложнее что-то из нее вывалить. Тарелки с подогревом и специальным резервуаром для го­рячей воды помогут сохранить блюдо теплым. А встречающаяся в детских магазинах посуда-хамелеон для са­мых маленьких подскажет вам, изме­нив цвет, не остыла ли уже поданная каша или суп.

Как научить ребенка есть красиво

Каждая женщина может найти индивидуальный подход к своему неповторимому, отличному от других ребенку. Самое глав­ное для детей — это заинтересованность в процессе, игро­вая форма, подражание взрослым (или детям немного стар­ше их), и главное — ни в коем случае не применяйте никако­го насилия.

{social}

Карапузик